Очно-дистанционная модель надомного обучения детей с ОВЗ.

Ответить
nfeofanova
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 17 мар 2016, 09:55

Очно-дистанционная модель надомного обучения детей с ОВЗ.

Сообщение nfeofanova » 18 мар 2016, 09:53

Очно-дистанционная модель надомного обучения детей с ОВЗ.

В Санкт-Петербурге проживает 7 тыс. детей, имеющих инвалидность, из них 20% обучается на дому. Многие дети, способные обучаться, имеют тяжелые двигательные нарушения и остаются изолированными от общества. Преодоление ограничений в получении образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья заключается в активном внедрении дистанционного обучения. По данным Государственного научно-исследовательского института информационных технологий и телекоммуникаций «Информика», в России 19 % от общего количества обучающихся на дому с применением дистанционных образовательных технологий составляют учащиеся с церебральным параличом различной степени тяжести. Дистанционная форма обучения с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий является наиболее востребованной родителями, которые имеют опыт обучения своих детей на дому и считают традиционную надомную форму мало эффективной, а качество образования, получаемого таким образом, низким. Социальный заказ на дистанционное обучение детей с ОВЗ формулируется как на уровне государственных структур, так и родителями детей-инвалидов. Предполагается, что запросы, связанные с ограниченными возможностями и особыми потребностями самих детей должны учитываться в любом случае, независимо от актуальной ситуации в обществе, независимо от социального заказа
В России уже разработан ряд законов и нормативно-правовых актов, которые регулируют получение образования в надомной форме с применением ДОТ детей с ОВЗ. Трудности пока вызывают вопросы организации и финансирования данной модели надомного обучения, приспособленности окружающей среды и техники под особые нужды данной категории обучающихся. Сложнорешаемой можно считать проблему того количества часов, которое отводится на надомное обучение детей-инвалидов. На практике очно-дистанционная модель надомного обучения становится более удобной, чем традиционная.
Дистанционное обучение в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как комплекс образовательных услуг, предоставляемых с помощью систем дистанционного обучения, реализованных, например, в виде специализированной информационно-образовательной среды, позволяющей в удаленном режиме проводить с учащимся учебные занятия, выполнять задания, осуществлять контроль со стороны преподавателя и родителей.
Используются следующие модели обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: инклюзивное образование получают 36% детей; 52% детей, прикрепленных к ОУ общего типа, обучаются на дому без применения дистанционных технологий; дистанционное обучение применяется в отношении 7% детей; очно-дистанционное обучение – 13% детей. ( А.Н. Тихонов,2010)
Дистанционное обучение представляет собой совокупность дистанционных образовательных технологий (Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2006; Никитина Л. Н., Семенова Г. В. Дистанционное обучение детей с множественными нарушениями развития. СПб.: ИСПП, 2012.), используемых в рамках специфической образовательной парадигмы. В этой парадигме особое значение имеет доступность качественного образования для тех учащихся, чьи образовательные траектории имеют наиболее индивидуализированный характер.
Дети с ОВЗ, временно или постоянно не посещающие образовательное учреждение, относятся как раз к этой категории учащихся. При этом в ареал наиболее важных образовательных ориентиров для них попадают не только учебные цели (приобретение конкурентоспособности на рынке труда, прочные знания по предметам, высокое качество образования и проч.), но и личностные цели (прежде всего – расширение круга общения, сепарация, инклюзия в общество сверстников).
Необходимо отметить, что современная образовательная ситуация позволяет выбирать из ряда альтернатив разнообразные образовательные траектории. Сегодня, в частности, есть возможность обучаться надомно по традиционной или разнообразным дистанционным моделям.
Традиционная модель надомной формы обучения применяется в общеобразовательной школе, находящейся по месту жительства обучающегося. Занятия с учащимся проводятся индивидуально, по утвержденному расписанию при посещении учителей на дому. Выбор вариантов проведения занятий зависит от особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, сложностей структуры их дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания, рекомендаций лечебно-профилактического учреждения и психолого-педагогической комиссии. Основным принципом организации образовательного процесса для учащихся, находящихся на надомном обучении, является обеспечение щадящего режима проведения занятий, максимально приближенным к домашним условиям. Во избежание психических и физических перегрузок обучающихся не допускается увеличение учебной нагрузки за счет дополнительных или консультационных занятий (Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 861 «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому»).
Хотелось бы остановиться на той модели, которая функционирует в современной петербургской школе и хорошо себя зарекомендовала- очно-дистанционная модель надомного обучения. Ее особенностью является то, что контакты (как личные, так и он-лайн) с учителями у учащегося происходят регулярно и отличаются психологической близостью при физической (территориальной) удаленности субъектов образовательного процесса. Кроме того, школа обеспечивает периодическое включение учащегося в группу сверстников: дети и подростки могут присоединиться к классу, когда у них есть такая возможность (позволяет течение заболевания, есть временные ресурсы у родителей и т. д.). Очно-дистанционная модель надомного обучения характеризуется прежде всего тем, что в ней достигается новый уровень межличностных отношений учащегося с учителями и сверстниками, повышается качество образования. Модель применима и в условиях решения задач инклюзивного образования.
Очно-дистанционная модель надомной формы обучения применяется в специальной (коррекционной) школе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Часть деятельности учащихся сохраняется за очным индивидуальным обучением, часть переносится в дистанционный режим. Дистанционное обучение – это целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия педагогов и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный (индифферентный) к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе. В каждом предмете педагог решает задачу разделения количества очных и дистанционных часов на этапе тематического планирования, учитывая специфику предметной области, ступень обучения, конкретные характеристики и потребности обучаемого. Данная модель приемлема в тех случаях, когда у обучаемых есть реальная возможность посещать школу несколько раз в неделю, посещая очные занятия в школе. В имеющихся нормативных документах отмечается, что каждый учащийся имеет на сайте Центра образования «Технологии обучения» http://iclass.home-edu.ru личную страницу под личным паролем, логином и электронную почту. На сайте также организован форум, чтобы учащиеся имели возможность в удобное для них время обсудить конкретные вопросы в малых группах, с преподавателями. Форум используется для интерактивного общения учащихся между собой. По желанию родителей и с учетом возможностей обучающихся специальная школа предоставляет дополнительные ресурсы в виде консультаций и помощи специалистов: педагогов лечебной физкультуры; медицинской службы (психотерапевта, физиотерапевта, стоматолога); службы сопровождения (психолога, логопеда, дефектолога) и участие детей надомного обучения вместе с другими детьми школы в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий. Целью психолого-педагогической поддержки учащихся является создание благоприятного психологического климата при проведении дистанционного обучения. Помимо этого не менее важной целью является оказание помощи учащимся и их родителям в выборе индивидуальной образовательной траектории, ориентированной на эффективное сочетание различных форм обучения с использованием дистанционных технологий (Концепция создания и развития системы дистанционного образования в Санкт-Петербурге, 2007).


Предлагаемая модель была создана и апробирована на базе конкретной школы (Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VI вида) № 616 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга «Центр абилитации с индивидуальными формами обучения «Динамика»). С 2007 г. в школе велась регулярная и целенаправленная работа по поиску эффективной модели обучения детей с ОВЗ, обучающихся на дому. Эта работа продолжилась в рамках приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Дистанционное обучение детей-инвалидов (2009-2012)». Предлагаемая очно-дистанционная модель надомного обучения учащихся с ОВЗ апробирована, эмпирически исследована и внедрена в образовательный процесс школы. В настоящее время по данной модели обучается 84 ученика; обучение проводят 57 педагогов; внедряются новые технологии дистанционного обучения на основе робототехники (в частности, робот удаленного присутствия ученика в классе R-bot).
Технология работы с новым дистанционно-ассистивным средством «Робот R.Bot».
Характеристика средства: R.Bot 100 – робот (устройство телеприсутствия), управляемый человеком. R.Bot 100 построен на базе двухколёсного шасси, передвигается со скоростью около 2 км/ч по относительно ровной поверхности и способен преодолевать небольшие препятствия. Обеспечивает трансляцию видео и звука к оператору (телеприсутствие) и воспроизведение как голоса оператора, так и изображения с веб-камеры. Разработчик: Группа компаний R.Bot, Москва.
Целевая аудитория применения технологии: дети, которые могут обучаться с использованием дистанционных образовательных технологий, в том числе имеют медицинские показания. К их числу относятся дети с ограниченными возможностями здоровья, нуждающиеся в особом охранительном режиме или находящиеся на реабилитации после оперативного лечения, которые способны учиться в соответствии с учебным планом своего класса, но не могут присутствовать на уроках.
Описание технологии: Удаленное телеприсутствие позволяет учащимся находиться в классе на уроках в режиме реального времени и участвовать в учебном процессе посредством управления роботом при помощи клавиатуры компьютера. Робот может поворачивать голову в указанном направлении и показывать ребенку доску, учителя и учащихся. Ребенок может давать устные ответы, которые будут слышны в классе. Учащиеся в классе и учитель могут видеть учащегося, находящегося дома, на экране монитора и вести с ним диалог. Робот не является прикрепленным лишь к одному учащемуся, а может использоваться в разные учебные дни разными учащимися, а также к нему одновременно могут подключаться несколько учеников, находящихся каждый у себя дома. Возможна работа с роботом детей с тяжелыми нарушениями речи (выраженная дизартрия и анартрия), общение с которыми является проблемой для окружающих. Набирая на клавиатуре ответы или высказывания, такой ребенок активизирует определенную кнопку на мониторе, и робот «говорит» за него. Этот процесс стимулировал детей с тяжелыми нарушениями речи, участвующих в эксперименте, к неформальному общению с одноклассниками, эмоциональный фон, сопровождающий такое общение, является позитивным. Управляя роботом, который может передвигаться по классу и по коридорам в школе, ребенок совершенствует свои пространственные представления на практической основе, что является необходимым для детей с церебральным параличом.
Очно-дистанционная модель надомного обучения детей с ОВЗ предлагается для обеспечения нового качества и доступности образования данной категории обучающихся. Предлагаемая модель удовлетворяет социальный заказ общества и родителей детей с ОВЗ, а также учебные и личностные образовательные потребности самих обучающихся с ОВЗ.
Использование очно-дистанционной модели надомного обучения позволяет сформировать коммуникативную компетентность учащихся с ОВЗ, в достаточной мере удовлетворить образовательные (учебные и личностные) потребности детей с ОВЗ, подготавливает их к получению высшего образования в дистанционной форме, способствует интеграции в общество. Она также предоставляет родителям детей с ОВЗ возможность выбора модели надомного обучения и позволяет оказывать поддержку семье в различных педагогических ситуациях. Очно-дистанционная модель позволяет педагогам не только овладевать новыми методами и технологиями обучения, но и формировать мотивацию учителя на продолжение «обучения в течение всей жизни».


Литература
1. Оценка процессов внедрения дистанционного обучения детей-инвалидов в субъектах Российской Федерации (информационно- аналитические материалы) / Под общей редакцией А.Н. Тихонова. – М.: Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций «Информика», 2010.)
2. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2006;
3. Никитина Л. Н., Семенова Г. В. Дистанционное обучение детей с множественными нарушениями развития. СПб.: ИСПП, 2012.
4. Концепция создания и развития системы дистанционного образования в Санкт-Петербурге, 2007).

Милена
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 21 мар 2016, 11:07

Re: Очно-дистанционная модель надомного обучения детей с ОВЗ.

Сообщение Милена » 21 мар 2016, 11:31

Как происходит у детей общение со сверстниками? Ведь дети почти не приезжают в школу, а в четырех стенах квартиры нет никакого удовольствия проводить всю свою жизнь. И учиться, сидя перед компьютером очень тяжело...

Ответить