Ассистивные и квазиассистивные технологии в образовательной среде современной специальной и инклюзивной школы

nfeofanova
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 17 мар 2016, 09:55

Ассистивные и квазиассистивные технологии в образовательной среде современной специальной и инклюзивной школы

Сообщение nfeofanova » 18 мар 2016, 10:02

Ассистивные и квазиассистивные технологии в образовательной среде современной специальной и инклюзивной школы

Никитина Людмила Николаевна, школа «Динамика», Санкт-Петербург,
Семенова Галина Вячеславовна, школа «Динамика», Санкт-Петербург,

Статья посвящена описанию ассистивных и квазиассистивных технологий в образовательной среде современной специальной и инклюзивной школы. Подчеркивается, что использование этих технологий способствует не только созданию новой информационно-образовательной среды, но и поддерживает процесс инклюзии детей с ОВЗ

Образовательная среда школы представляет собой совокупность материальных факторов образовательного процесса и межчеловеческих отношений, которые устанавливают субъекты образования в процессе своего взаимодействия. В современной школе, которая стремится к инклюзии, построение эргономичной образовательной архитектуры невозможно без использования особых, ассистивных технологий. Очевидным становится то, что необходимо использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения (Никитина Л. Н., Семенова Г. В., 2012).

Особые образовательные потребности у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) должны удовлетворяться, что возможно при условии создания для них безбарьерной и коррекционно-развивающей рекреационной среды. Обучение и инклюзия таких детей должны быть обеспечены специальными приспособлениями и индивидуально адаптированным рабочим местом, что предполагает организацию особой образовательной среды. Так, для детей с речевыми нарушениями (например, с заиканием) может понадобиться вспомогательная техника. В частности: коммуникационные приспособления (от простейших до более сложных, в которых используются голосовые синтезаторы), коммуникационные доски.

Инклюзия означает активность, предполагает включение детей с ОВЗ в общество как части целого. Инклюзия понимается в широком смысле как вовлечение всех детей в общеобразовательный процесс независимо от возраста, пола, этнической и религиозной принадлежности, прежних учебных достижений, отставания в развитии или социально-экономического статуса. Апробация же новых технологий (в том числе – ассистивных) наиболее эффективна в условиях специальной (коррекционной) школы.

Ассистивные (от англ. аssistance – «помощь, содействие») технологии – это группа технологий, целью которых является обеспечение максимального удобства, комфорта и эргономичности рабочего места обучающегося в узком смысле и возможности получения образования ребенка с ОВЗ в широком смысле. Согласно определению ВОЗ, «с помощью этих технологий люди с ограниченными функциями могут улучшить свои способности, а, следовательно, и возможности для того, чтобы жить самостоятельно и участвовать в общественной жизни» (http://www.who.int/disabilities/technology/ru/). Таким образом, именно ассистивные технологии будут являться наиболее востребованными инновациями школы нового типа – инклюзивной школы.

Специальная (коррекционная) школа должна обладать набором ассистивных технологий, специализирующихся на особенностях дефекта. Инклюзивная школа, не обладая возможностью приобретать и в полной мере использовать специфические ассистивные технологии, должна выборочно использовать наиболее эффективные и востребованные ассистивные технологии (что экономически оправдано) и широко использовать квазиассистивные технологии – технологии, наделяющиеся свойством ассистивности, но изначально им не обладающие. Иными словами, инклюзивная школа должна использовать имеющиеся технологии в целях оптимизации обучения детей с ОВЗ.

Сегодня не существует никаких исчерпывающих описаний технологии использования ассистивных средств в специальной и, тем более, инклюзивной школе. При том, что востребованность таких технологий по прогнозам специалистов становится все более очевидной.

В настоящее время в школе «Динамика» реализуется инновационная образовательная программа, в рамках которой разрабатывается алгоритм организации эргономического пространства образовательной среды (специальная образовательная архитектура) с учетом индивидуальных особенностей обучающихся специальной школы.

Целевую группу данной программы составляют 2 группы учащихся. 1-ая группа адресатов – это дети, которые могут обучаться с использованием дистанционных образовательных технологий, в том числе ассистивных технологий, имеют медицинские показания для организации щадящего режима и которые один или два раза в неделю находятся дома. Данная категория обучающихся включает детей, нуждающихся в обучении по образовательной программе специального (коррекционного) образовательного учреждения, находящихся временно на реабилитации на дому и по истечение определенного времени возвращающихся в свой класс. 2-ая группа – это дети с ОВЗ, обучающиеся в инклюзивной школе.

В школе имеется опыт работы с устройством R-bot 100: в течение 2012-13 учебного года школа брала в аренду робота – ассистивное средство нового поколения дистанционных образовательных технологий. За это время с роботом познакомились учащиеся двух классов (2-го и 3-го). Ряд уроков (математика, развитие речи, окружающий мир) проводился с использованием этого устройства. По отзывам учителей, это средство может быть не только интересным, но и полезным.

Во-первых, робот помогает формировать и развивать пространственные представления детей с ОВЗ – из-за двигательного дефекта эти ученики затрудняются с освоением понятий «право – лево», «вперед – назад» и проч. Робот в данном случае выполняет развивающие функции. Управляя роботом, который может передвигаться по классу и по коридорам в школе, ребенок совершенствует свои пространственные представления на практической основе, что является необходимым для детей с церебральным параличом.

Во-вторых, робот позволяет преобразовывать печатное слово в живую речь, выполняя таким образом коррекционную функцию и функцию контроля. В результате развивается самоконтроль и саморегуляция обучающихся; благодаря данной возможности в образовательный процесс включаются дети с серьезными нарушениями речи. Примером может являться работа с роботом детей с тяжелыми нарушениями речи (выраженная дизартрия и анартрия), общение с которыми является проблемой для окружающих. Набирая на клавиатуре ответы или высказывания, такой ребенок активизирует определенную кнопку на мониторе, и робот «говорит» за него. Этот процесс стимулировал детей с тяжелыми нарушениями речи, участвовавших в пилотном эксперименте по освоению данной ассистивной технологии, к неформальному общению с одноклассниками; эмоциональный фон, сопровождающий такое общение, является очень позитивным. Данная способность озвучивания набранной фразы может быть использована при дисграфии языкового анализа и синтеза, когда ребенок в письменном тексте не может увидеть своих ошибок в виде пропусков и перестановок букв, а робот озвучивает написанный текст – так ребенок слышит, а потом и сам определяет свои ошибки.

В-третьих, робот может рассматриваться как игровая технология нового поколения – дети с ОВЗ по многим параметрам отстают в психосоциальном развитии от своих сверстников. Они позже начинают учиться и позже заканчивают школу; у них наблюдаются тесные симбиотические связи с родителями (особенно с матерями) и отмечается нарушение процессов саморегуляции и сепарации от родителей. Все это приводит к инфантильности. В такой ситуации роль игровых технологий весьма значима: именно игра и обращение к этому виду деятельности позволяет осуществлять такую работу с обучающимся с ОВЗ, которая без ассистивного устройства была бы невозможна. Системное применение деятельностного подхода, на основе которого строится обучение, полностью соответствует идеям ФГОС нового поколения.

Наконец, робот выполняет функцию компенсации – обеспечивает дистанционную коммуникацию учителя и учащихся класса с ребенком, непосредственно не участвующем в образовательном процессе, способствует формированию коммуникативной компетентности. Таким образом достигаются не только учебные, но и личностные образовательные результаты (в соответствии с ФГОС) – робот развивает коммуникативные функции.

Удаленное телеприсутствие позволяет учащимся находиться в классе на уроках в режиме реального времени и участвовать в учебном процессе посредством управления роботом при помощи клавиатуры компьютера. Робот может поворачивать голову в указанном направлении и показывать ребенку доску, учителя и учащихся. Ребенок может давать устные ответы, которые будут слышны в классе. Учащиеся в классе и учитель могут видеть учащегося, находящегося дома, на экране монитора и вести с ним диалог.

Преимуществами робота является еще и то, что робот не является прикрепленным лишь к одному учащемуся, а может использоваться в разные учебные дни разными учащимися, а также к нему одновременно могут подключаться несколько учеников, находящихся каждый у себя дома. К такому выводу пришли педагоги и специалисты школы в процессе апробации данного ассистивного средства. Внедренный в школе мультидисциплинарный подход позволяет утверждать, что данное ассистивное средство может использоваться не только в учебных целях, но и для достижения личностного образовательного результата, что полностью соответсвует требованиям новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

Для детей, имеющих трудности в обучении и ограниченные возможности здоровья, обучающихся в условиях специальной и инклюзивной школы, в качестве основных квазиассистивных средств выступают средства коррекционно-развивающей рекреационной среды. В этой среде особую роль играет сенсорный материал – приспособления, игры и пособия, созданные в ключе Мантессори-материалов.

Сенсорный материал – это материал, служащий развитию чувственного восприятия ребенка, сенсорики (от латинского слова «sensualis» - чувствующий). Давняя философская традиция, восходящая к высказываниям Аристотеля, и современные научные взгляды связывают формирование интеллекта с развитием чувственного восприятия – когнитивных (познавательных) психических процессов. Материалы для развития чувств состоят из средств, которые, благодаря их конструктивным особенностям, позволяют ребенку сконцентрироваться на изучении отдельных физических свойств предметов – форме, величине, цвете, весе, температуре, текстуре и т.п.

Интерактивный мультитач-стол – еще один пример применения информационных технологий в целях обеспечения ассистивности. Работая и играя на таком столе, дети с ОВЗ могут взаимодействовать – так складывается особая модель коммуникации. В школе «Динамика» такой стол предполагается использовать для организации совместной деятельности обучающихся начальной и средней школы. В процессе этой деятельности обеспечивается преемственность, решаются коммуникативные проблемы, обеспечивается зона ближайшего развития младших школьников.

Немаловажно, что все эти приспособления могут использоваться во внеурочной деятельности.

В планах школы – целенаправленная разработка технологии внедрения ассистивных и квазиассистивных средств в образовательную среду современной школы. Это предполагается делать в три этапа:

1. Адаптационный: R-BOT – робот (особые апробированные в ходе эксперимента технологии работы с ассистивным устройством).
2. Деятельностно-учебный: R-BOT – робот, оборудование для коррекционно-развивающей рекреационной среды.
3. Завершающий и обеспечивающий преемственность со средней школой: Интерактивный мультитач-стол Ascreen IT 5532s.

Оценку эффективности образовательной среды планируется проводить в парадигме гуманитарной экспертизы (С. Л. Братченко, А. У. Хараш, И. В. Соснова, Я. Корчак и др.). Основными критериями при анализе эффективности, согласно данной методологической основе, являются следующие дескрипторы (дескрипторы систематизированы и описаны в работах научного сотрудника лаборатории экспертизы и проектирования образовательных систем Центра Экспериментальной психодидактики РАО И. В. Сосновой):

• Широта образовательной среды – ее структурно-содержательные характеристики.

• Интенсивность образовательной среды – ее структурно-динамические характеристики.

• Модальность образовательной среды – ее качественно-содержательные характеристики.

• Осознаваемость образовательной среды – включенность в нее субъектов образовательного процесса.

• Устойчивость образовательной среды – ее стабильность во времени.

• Обобщенность образовательной среды – скоординированность действий ее субъектов.

• Эмоциональность образовательной среды – выраженность эмоциональности по сравнению с рациональностью.

• Доминантность образовательной среды – ее значимость в системе ценностей субъектов.

• Когерентность (согласованность) образовательной среды – ее вклад по сравнению с другими сферами жизни.

• Социальная активность образовательной среды – показатель ее потенциала и экспансии в среду жизнедеятельности в целом.

• Мобильность образовательной среды – ее способность к изменениям.

Педагогам и специалистам школы стало очевидно, что внедрение дистанционных образовательных технологий невозможно без применения специальных ассистивных средств, а также без адаптации привычных уже технических средств под нужды конкретного ребенка. На базе школы работает эрготерапевт, который осуществляет подбор таких средств под потребности и возможности детей. В инклюзивной школе будет возможность воспользоваться наработанными алгоритмами как создания новой школьной архитектуры, так и для адаптации ребенка с ОВЗ в школе.

Нормальная жизнь детей с особыми нуждами и их проблемы со здоровьем, так или иначе, сходятся в одной точке – это граница соприкосновения с миром относительно здоровых и благополучных людей. Сохранение жесткости этой границы или проникновение через нее благодаря ее характеристикам гибкости и пластичности зависят от того, насколько общество готово принять этих детей, а для принятия необходима помощь и создание специальных условий, что и позволяют сделать ассистивные и квазиассистивные технологии.

Использованные информационные ресурсы:

Никитина Л. Н., Семенова Г. В. Дистанционное обучение детей с множественными нарушениями развития / Под ред. проф. Л. М. Шипицыной. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2012. 191 с.

Ассистивные устройства и технологии // Сайт ВОЗ. http://www.who.int/disabilities/technology/ru/ (Дата обращения: 10.09.2014)

Милена
Сообщений: 6
Зарегистрирован: 21 мар 2016, 11:07

Re: Ассистивные и квазиассистивные технологии в образовательной среде современной специальной и инклюзивной школы

Сообщение Милена » 21 мар 2016, 11:20

Здравствуйте. На каких уроках используется мультитач-стол? Каким образом организуются занятия с его использованием?

sfera
Администратор
Сообщений: 17
Зарегистрирован: 25 ноя 2015, 11:48

Re: Ассистивные и квазиассистивные технологии в образовательной среде современной специальной и инклюзивной школы

Сообщение sfera » 05 апр 2016, 12:13

Изображение
Мультитач стол активно применяется на разных уроках как в старшей, так и в начальной школе. Уроки географии и истории стали намного интересней. Перед глазами детей огромный стол, на котором они могут подробно рассматривать карты, проводить виртуальные эксперименты, играть в развивающие игры.


Вернуться в «Ассистивные технологии»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость