Возможности использования робота R-BOT в дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ответить
nfeofanova
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 17 мар 2016, 09:55

Возможности использования робота R-BOT в дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Сообщение nfeofanova » 18 мар 2016, 10:00

Возможности использования робота R-BOT в дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Никитина Людмила Николаевна, Ольшевская Елена Витальевна


Во всем мире среди детей, которые по тем или иным причинам не могут посещать общеобразовательные учреждения, широко распространено дистанционное обучение, основанное на использовании преимущественно дистанционных технологий. Под дистанционным обучением в широком смысле понимается особая форма обучения, которая имеет место в случае территориальной удаленности обучающегося от педагога и при наличии особых технических средств коммуникации. На основании статьи 18 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» детям-инвалидам, по состоянию здоровья временно или постоянно не имеющим возможности посещать образовательные учреждения, с согласия их родителей должны быть созданы необходимые условия для получения образования по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.
Наиболее перспективная модель надомного обучения, как показывает практика, причем применительно как к общеобразовательной школе, так и к специальной (коррекционной) является очно - дистанционная. Часть деятельности учащихся сохраняется за очным обучением, часть переносится в дистанционный режим. В каждом предмете педагог решает задачу разделения количества очных и заочных часов на этапе тематического планирования, учитывая специфику предметной области, ступень обучения, конкретные характеристики и потребности обучаемого. Данная модель приемлема в тех случаях, когда у обучаемых есть реальная возможность посещать школу несколько раз в неделю. Одним из важнейших требований, предъявляемых сегодня к системе образования, является доступность, понимаемая, в том числе, как наличие вариантов индивидуальных образовательных маршрутов для разных групп школьников. А также создание условий, обеспечивающих полноту удовлетворения их образовательных запросов. Расширение возможностей использования дистанционных образовательных технологий для разных групп обучающихся подчеркивается в Изменениях в законе РФ «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий от 28 февраля 2012года: «При реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться дистанционные образовательные технологии в порядке, установленном федеральным органом власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному урегулированию в сфере образования» (Федеральный закон от 28 февраля 2012г. № 11-ФЗ)
Дистанционное обучение в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как комплекс образовательных услуг, предоставляемых с помощью систем дистанционного обучения, реализованных, например, в виде специализированной информационно-образовательной среды, позволяющей в удаленном режиме проводить с учащимся учебные занятия, выполнять задания, осуществлять контроль со стороны преподавателя и родителей. Практически повсеместно сейчас распространено мнение, что в дистанционном обучении могут быть использованы только готовые курсы, т.е. в системе, например, Moodle. На самом же деле, возможности гораздо шире. При дистанционном обучении можно использовать блоги, собственные сайты, wiki- технологии (когда определенная тема пишется, наполняется многими участниками: учителем и его учениками), ВЭБ 2.0 (разновидность сайтов с возможность одновременной on-line работы). К Web 2.0 относятся так называемые blackboard (классные доски, когда учитель и ученик одновременно могут работать на общей площади), создание общих презентаций on-line.
Таким образом, в дистанционном обучении в идеале необходимо корректно балансировать между достоверностью знаний (готовые учебные курсы, написанные с опорой на авторитетные источники знаний, и имеющие лицензию) и возможностью самостоятельного поиска знаний и последующего обмена ими.
Результаты исследования системы специального образования в России свидетельствуют о наличии важного противоречия, заключающегося в том, что имеется контингент лиц, остро нуждающихся в образовательных услугах, которые нынешняя система образования с ее традиционными методами обучения предоставить не может. К их числу относятся дети с ограниченными возможностями здоровья, нуждающиеся в особом охранительном режиме или находящиеся на реабилитации после оперативного лечения, которые способны учиться в соответствии с учебным планом своего класса, но не могут присутствовать на уроках. Родители, которые имеют опыт обучения своих детей на дому в связи с временными ограничениями жизнедеятельности, считают надомную форму мало эффективной, а качество образования, получаемого таким образом, низким.
В последние годы развитие дистанционных и ассистивных технологий позволяет создать условия, при которых ребенок присутствует на уроке как полноправный ученик, находясь дома или в санатории. Приведем выдержку из газеты «Московский Комсомолец»: «Началось все с того, что выпускники ведущих технических вузов столицы разработали робота, который мог на расстоянии заменять человека. А потом решили испытать свое детище. Самой хорошей идеей стало “прикрепление” робота к больному ребенку, который лишен возможности посещать школу. Получить двойника посчастливилось шестикласснику Степану Сопину из 166-й школы г. Москвы. На протяжении двух лет из-за лейкемии ребенок был лишен возможности посещать занятия: его иммунитет настолько слаб, что любой прямой контакт с одноклассниками может обернуться бедой». Некоторые общеобразовательные школы разных регионов России уже используют телеприсутствие детей временно вынужденных находиться дома из-за длительной болезни.
R.Bot 100 — робот (устройство телеприсутствия), управляемый человеком, с некоторой степенью автономности. R.Bot 100 построен на базе двухколёсного шасси, передвигается со скоростью около 2 км/ч по относительно ровной поверхности и способен преодолевать такие препятствия, как пороги и кабель-каналы. Обеспечивает трансляцию видео и звука к оператору (телеприсутствие) и воспроизведение, как голоса оператора, так и изображения с веб-камеры. В случае отсутствия изображения от оператора может демонстрировать справочную информацию или подготовленные видеоролики. Может зачитывать тексты с помощью синтезатора речи или воспроизводить заранее записные аудио-фрагменты.
В декабре 2012 г. в школе начался очередной этап внедрения дистанционного обучения – появилось новое поколение дистанционных образовательных технологий, реализуемых с помощью робота телеприсутствия R.BOT. в ГБОУ «Центр «Динамика» для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Основная цель исследования:
• определение контингента учащихся, нуждающихся в организации особого режима посещения школы;
• изучение возможностей дистанционного робота для организации коррекционной поддержки учащихся с множественными нарушениями развития во время урока;
• изучение психо-коррекционного воздействия дистанционного робота в качестве дополнительного ресурса при общении ребенка, управляющего им с другими детьми на переменах и внеклассных мероприятиях.
В последние годы пересмотр терминологии в области специальной психологии и педагогики связан с изменениями в понимании необходимости социальной интеграции детей с выраженными отклонениями в развитии. Изменения коснулись понимания реабилитационного потенциала детей данной категории, а также возможностей применения новых технологий обучения и адаптации. В специальной литературе достаточно часто используется термин «множественные нарушения развития» к данной группе детей и подростков, который является весьма многозначным.
Целевую группу составили дети, которые могут обучаться с использованием дистанционных образовательных технологий, в том числе имеют медицинские показания для организации щадящего режима и которые один или два раза в неделю находятся дома. Данная категория обучающихся включает, в том числе детей, нуждающихся в обучении по образовательной программе специального (коррекционного) образовательного учреждения, находящихся временно на реабилитации на дому и по истечение определенного времени возвращаются в свой класс.
Удаленное телеприсутствие позволяет учащимся находится в классе на уроках в режиме реального времени и участвовать в учебном процессе посредством управления роботом при помощи клавиатуры компьютера. Робот может поворачивать голову в указанном направлении и показывать ребенку доску, учителя и учащихся. Ребенок может давать устные ответы, которые будут слышны в классе. Учащиеся в классе и учитель могут видеть учащегося, находящегося дома, на экране монитора и вести с ним диалог.

Преимуществами Робота является еще и то, что робот не является прикрепленным лишь к одному учащемуся, а может использоваться в разные учебные дни разными учащимися, а также к нему одновременно могут подключаться несколько учеников, находящихся каждый у себя дома.
Для детей с церебральным параличом средне-тяжелой степени дистанционное обучение предстает ресурсом, который обеспечит их дополнительным общением. Общение, таким образом, должно стать той «точкой опоры», которая не столько повысит качество получаемого образования, сколько обеспечит лучшую адаптацию и социализацию личности. Примером может являться работа с роботом детей с тяжелыми нарушениями речи (выраженная дизартрия и анартрия) общение с которыми является проблемой для окружающих. Набирая на клавиатуре ответы или высказывания, такой ребенок активизирует определенную кнопку на мониторе и робот «говорит» за него. Этот процесс стимулировал детей с тяжелыми нарушениями речи, участвующих в эксперименте к неформальному общению с одноклассниками, эмоциональный фон, сопровождающий такое общение, является очень позитивным. Данная способность озвучивания набранной фразы может быть использована при дисграфии языкового анализа и синтеза, когда ребенок в письменном тексте не может увидеть своих ошибок в виде пропусков и перестановок букв, а робот озвучивает написанный текст, так как написано и ребенок слышит, а потом и определяет свои ошибки.
Управляя роботом, который может передвигаться по классу и по коридорам в школе, ребенок совершенствует свои пространственные представления на практической основе, что является необходимым для детей с церебральным параличом.
Исследования использование робота R-BOT представляют собой особое пространство, которое связано с новыми представлениями относительно дистанционного обучения. Новые достижения в сфере информационных и ассистивных технологий делает необходимым проведение новых исследований специфики дистанционного обучения в современных условиях модернизации системы специального отечественного образования.
Литература:
1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. М.: ВЛАДОС, 2003
2. Василенко Н. В. Дистанционное обучение. СПб.: ИПК СПО, 2004
3. Дистанционное обучение в странах СНГ и Балтии: мониторинг образовательных потребностей и возможностей, 2007
4. Инновации в образовании: дистанционное обучение. Методическое пособие / Под ред. И. Б. Мыловой. СПб.: СПбАППО, 2009
5. Манеров В. Х., Королева Н. Н., Богдановская И. М., Проект Ю. Л. Мирообразование и личностные феномены Интернет-коммуникации. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006
6. Инновации в образовании: дистанционное обучение. Методическое пособие / Под ред. И. Б. Мыловой. СПб.: СПбАППО, 2009
7. Л.Н.Никитина, Г.В. Семенова Дистанционное обучение детей с множественными нарушениями развития/под ред. проф. Л.М. Шипицыной.СПб.:НОУ«Институт специальной педагогики и психологии»,2012.

Милена
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 21 мар 2016, 11:07

Re: Возможности использования робота R-BOT в дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Сообщение Милена » 21 мар 2016, 11:18

Здравствуйте. Используется ли в Вашей школе робот R-bot? Как дети из дома могут им управлять? :geek:

sfera
Администратор
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 25 ноя 2015, 11:48

Re: Возможности использования робота R-BOT в дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Сообщение sfera » 05 апр 2016, 11:51

Здравствуйте. Робот активно используется. Изображение
Изображение
Изображение
Дети, которые по состоянию здоровья не могут часто посещать уроки в школе, но хотят продолжать общаться со сверстниками, проходят обучение у специалистов. В дальнейшем они самостоятельно подключаются к роботу из дома и управляют его движениями. Через робота ребенок слышит все, что происходит на уроках, может передвигаться по классу и общаться со сверстниками.

Ответить